Фрагмент для ознакомления
2
Тарифы являются одним из основных средств, с помощью которых государство регулирует внешнеэкономическую деятельность. Посредством тарифного надзора страны могут сократить или увеличить поток товаров в страну и из страны без введения прямых запретов и использования косвенных органов экономического регулирования в форме изменения тарифных ставок. Очевидно, что при декларировании ложной информации о товарах и их таможенной стоимости эффективность тарифного надзора за внешней торговлей резко снижается. Влияние государства на цены внешней торговли проявляется в государственном надзоре за внутренними ценами, экспортных субсидиях, поддержке импорта, таможенной и тарифной политике.
Используя инструменты таможенно-тарифного регулирования, в качестве одного из которых выступает таможенный тариф, государство способно сгладить негативные последствия от участия в мировой торговле, создать условия для развития отдельных отраслей системы народного хозяйствования, стимулировать инновационное развитие, структурные преобразования в экономике и протекание инвестиционных вопросов. В силу этого особое значение приобретает построение таможенного тарифа с учетом основополагающих принципов, таких как принцип эскалации и эффективности.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что применение принципа эскалации позволяет создать условия для ввоза в страну необходимых сырья и материалов, а также создает барьер для проникновения на национальные рынки готовых изделий, что позволяет развивать обрабатывающую промышленность внутри страны, выстроить рациональную структуру ставок тарифа по всей номенклатуре товаров, придать тарифу единую направленность на защиту национальных рынков.
Цель исследования – анализ реализации принципа эскалации в построении Единого таможенного тарифа ЕАЭС.
Задачи исследования:
рассмотреть понятие, функции и виды таможенного тарифа
определить роль и значение принципа эскалации в построении таможенного тарифа
провести анализ реализации принципа эскалации в построении Единого таможенного тарифа ЕАЭС
определить направления совершенствования Единого таможенного тарифа в ЕАЭС.
Объектом исследования в курсовой работе является Единый таможенный тариф ЕАЭС (далее – ЕТТ ЕАЭС).
Предметом исследования в курсовой работе выступает реализация принципа эскалации в построении ЕТТ ЕАЭС.
В структуру работы входит введение, 2 главы, заключение и список использованных источников.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы; определены цель и задачи, предмет и объект исследования, представлена краткая характеристика структуры работы. В основной части, состоящей из двух глав, раскрывается содержание темы работы, выделены и проанализированы проблемные аспекты темы, дана их оценка и сформулированы предложения пути их решения. В заключении обобщены результаты исследования, сформулированы выводы, предложения и рекомендации автора по совершенствованию законодательства. Список использованных источников представляет собой перечень печатных источников и иных ресурсов, которыми руководствовался автор при проведении исследования.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ЭСКАЛАЦИИ В ТАМОЖЕННЫХ ТАРИФАХ
1.1 Понятие, функции и виды таможенного тарифа
Таможенные тарифы регулируют внешнеэкономическую деятельность, и призваны обеспечить экономическую стабильность государства, необходимую для полноценного и всестороннего развития. Российская Федерация является участником ЕАЭС - Евразийского Экономического союза — что обуславливает общность торговой зоны и принципов, на которых выстраивается система контроля. В качестве правовой основы в данном случае выступают Кодекс, а также Федеральный Закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 № 289-ФЗ, в которых закреплены положения, определяющие порядок совершения между контрагентами разных коммерческих операций стран.
Перечень приоритетов, определяемых в рамках тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности и внешней торговли, ежегодно корректируется и корректируется в соответствии с интересами бюджетной и налоговой политики государства. В условиях сложной ситуации, связанной с многочисленными политическими и эпидемиологическими ограничениями, главной целью последних лет остается поддержание конкурентоспособности отечественных бизнес-проектов, в том числе специализированных производств и импортозамещающих товаров, а также эффективная организация экспортных поставок. Следует учитывать, что повышение сборов в конечном итоге влияет на нагрузку, особенно если речь идет о товарах, которые не имеют эквивалентных характеристик, сопоставимых по качеству.
В ЕАЭС при перемещении товаров через границу ставятся следующие цели:
1) Экономическая цель направлена на регулирование экономической безопасности страны при перевозке товаров через границу в торговле между странами.
2) Посредством применения фискальной цели регулируется деятельность в области сбора налогов и сборов, где пополняется бюджет страны.
3) Преследуется правоохранительная цель по обеспечению безопасной экономики страны.
4) Цель регулирования направлена на управление товарными потоками посредством тарифов, а также путем применения ограничений и запретов в торговле между странами.
5) Совершенствование таможенного администрирования и применения новых технологий в таможенном деле, что влияет на создание благоприятных условий для развития внешней торговли.
6) Обеспечение соблюдения законодательства и соблюдения интересов лиц, осуществляющих внешнеторговую деятельность с товарами. ЕАГ чаще использует налоговые и правоохранительные функции, эти недостатки присутствуют в механизме таможенного и таможенного регулирования.
Под тарифным регулированием понимаются меры воздействия государства на внешнеторговые отношения, основанные на использовании важного фактора и его влиянии на товарооборот во внешней торговле.
Объектом таможенного регулирования является порядок исчисления и налогообложения таможенных пошлин на товары, перемещаемые через границу и регулируемые с помощью определенных тарифов.
Таможенные тарифы - это давно известный метод государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Используемые методы позволяют решить две основные задачи: защитить отечественных производителей от зарубежных конкурентов, которые не всегда используют хорошие методы исследования рынка, и увеличить бюджетные средства, которые впоследствии расходуются на другие приоритетные цели. Протекционистские и фискальные функции реализуются одновременно, что способствует поддержанию баланса товарного представительства и развитию отечественного бизнеса в отдельных отраслях.
Пошлина, уплачиваемая при импорте товаров, определяется на основании таможенной стоимости и ставки, которая зависит от кода ТН ВЭД. На готовые товары ставка выше, а на сырьё – ниже. Таким образом государство стимулирует производство внутри страны, так как это создаёт рабочие места и добавленную стоимость, а значит, способствует развитию экономики. В зависимости от страны происхождения груза можно рассчитывать на получение льготы. Например, коэффициент импортной пошлины на один и тот же товар определенной категории из Германии и Азербайджана будет разным, так как Азербайджан относится к странам СНГ, с которыми есть соглашения о льготном порядке ввоза товаров. Опытный брокер всегда проконсультирует вас о таких нюансах и поможет сэкономить. Размер ввозной пошлины рассчитывается в рублях по курсу ЦБ на день подачи декларации.
Происхождение ввозимых на таможенную территорию Союза товаров подтверждается декларацией о происхождении товара или по желанию декларанта сертификатом о происхождении товара. В случае выявления признаков того, что заявленные в декларации о происхождении товара сведения являются недостоверными, таможенный орган государства-члена вправе запросить сертификат о происхождении товара. Такой запрос должен быть обоснованным и должен содержать информацию, указывающую, какие сведения в декларации о происхождении товара могут быть недостоверными.
Тарифы варьируются в зависимости от страны происхождения продукта. Для товаров из стран, обеспечивающих наиболее выгодную национальную систему торгово-политических отношений, или товаров, не известных стране происхождения, применяется единый тариф на импорт. Для льготных товаров, ввозимых из развивающихся стран на таможенную территорию, применяются пользователи единой системы тарифных преференций, а также применяется единая тарифная ставка импортного тарифа Евразийского экономического союза в размере 75%. Для льготных товаров, импортируемых из наименее развитых стран в тарифную зону для пользователей единой системы тарифных преференций действует нулевая тарифная ставка единого тарифа ЕАЭС. Поэтому для расчета ввозных пошлин на тот или иной товар после расчета таможенной стоимости необходимо знать содержание нормативных документов.
Любая структура, применяемая в рамках государственного управления, характеризуется наличием определенных элементов, которые напрямую связаны друг с другом или взаимодействуют автономно. В аналогичном качестве, применительно к рассматриваемой системе, они включают:
1. Тарифы — ставка или система тарифов оплаты (оплаты) за различные производственные и непроизводственные услуги.
2. Декларация - это набор требований к форме и свойствам.
3. Таможенные процедуры и номенклатура внешней торговли.
Глобализация мировой экономики обусловливает необходимость унификации таких элементов. Основой являются положения основных международных договоров, включая Соглашение о ВТО, Конвенцию о гармонизированной системе и другие многосторонние правила, призванные обеспечить соблюдение торгового права во всех странах.
Процесс формирования тарифов, как правило, представляет собой сложный комплексный подход и сочетает в себе методы, которые влияют на ценообразование как прямо, так и косвенно. В первом случае это прямое государственное вмешательство, связанное с установлением определенного уровня платы, соответствующего требованиям экономической эффективности в отношении привлечения бюджетных средств. Этот тип административного управления актуален в ситуациях, характеризующихся общей экономической нестабильностью и требующих повышения или снижения местных цен.
Особое значение таможенного тарифа при регулировании внешней торговой деятельности обусловлено целым рядом факторов. Так как таможенный тариф используют все без исключения страны, участвующие в мировой торговле, именно он оказывает решающее влияние на формирование товарных потоков в международной торговле. В отличие от иных инструментов регулирования внешней торговой деятельности, к примеру, квот или лицензий, действие которых ограничено конкретными товарными группами, таможенный тариф охватывает все группы товаров, которые ввозятся из-за границы. Использование разно уровневых ставок таможенных пошлин при построении таможенного тарифа позволяет взаимодействовать в процессе мировой торговли странам с различным уровнем экономического развития. В отношении импортируемых товаров может быть установлен режим беспошлинного ввоза или режим наибольшего благоприятствования в зависимости от страны происхождения товара, что позволяет поддерживать экономическую безопасность государства, нормальное состояние платежного баланса, регулировать поток товаров возимых товаров в зависимости от конкурентоспособности аналогичной продукции национальных производителей [16, c.145].
Использование таможенных тарифов в мировой торговле имеет глобальное значение. На международной арене таможенный тариф выступает в качестве инструмента договоренности в рамках проведения многосторонних или двухсторонних переговоров о взаимных тарифах. В целом ряде случаев таможенный тариф устанавливается на основе взаимных торговых и политических уступок. Посредством угрозы введения дополнительных тарифных мер или отмены тарифных льгот государства достаточно часто добиваются устранения применения дискриминационных мер в мировой торговле со стороны своих торговых партнеров.
Фрагмент для ознакомления
3
законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304093/ (дата обращения: 10.11.2024)
Авдокушин, Е.Ф. Международные экономические отношения. – М.: Экономистъ, 2020. – 256 с.
Арустамов, Э. А. Внешнеэкономическая деятельность : учебник / Э. А. Арустамов, Р. С. Андреева. - М.: КНОРУС, 2021. – 201 с.
Боброва, В.В., Кальвина, Ю.И. Мировая экономика. – Оренбург: ОГУ, 2021. – 203 с.
Вологдин, А. А. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности: учеб. пособие для магистров / А. А. Вологдин. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Юрайт, 2021. – 258 с.
Гоголева, Т.Н. Методика оценки эффективности внешнеэкономической политики государства: институциональный подход / Т.Н.Гоголева, Л.А.Мажорова // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. – 2020. – 257 с.
Дралин, А. И., Михнева, С. Г.. Внешнеэкономическая деятельность: учебное пособие – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Пенза: Информационно-издательский центр ПГУ, 2021. – 203 с.
Емельянов, Е.В. США: наука и внешнеэкономическая экспансия. М., 2022. – 257 с.
Зименков, Р.И., Соколова Е.Н. Государственное регулирование экспорта вооружений в США // Российский внешнеэкономический вестник. 2020. – 257 с.
Зотов, Г.М., Иванов А.С., Сабельников Л.В. Нетарифные барьеры за рубежом и возможности их преодоления. М., 2020. – 257 с.
Крылова, Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник для вузов, М, Аудит, ЮНИТИ, 2021. – 489 с.
Ломакин, В.К.Мировая экономика: учебник. Юнити-Дана, 2020. – 259 с.
Мировая экономика / Под ред. Булатова А.С., М, ЭКОНОМИСТЪ, 2019. – 258 с.
Олейнов, А. Экономика международных отношений // Мировая экономика и междунар. отношения. – 2020. – 203 с.
Покровская, В.В. Внешнеэкономическая деятельность. Учебник - М.: Экономист, 2021. – 257 с.
Прокушев, Е. Ф. Внешнеэкономическая деятельность : учебник / Е. Ф. Прокушев. - 8-е изд. - М. : Дашков и К, 2019. – 257 с.
Прокушев, Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник, 8-е изд. - М.: ИТК «Дашков и К°», 2020. – 257 с.
Ревин, В.Н. Рыбалкина В.Е. Международные экономические отношения, М, Юнити, 2021. – 203 с.
Свинухов, В.Г., Щербина Г.П. Классификация мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности./ Право и экономика, 2022. - №7. – С. 74.
Трошкина, Т.Н. Практика нетарифного регулирования в США: развитие организационно-правовых основ // Право. Журнал высшей школы экономики. – 2022. – 257 с.
Фигурнова, Н.П. Международная экономика: Учебное пособие для вузов / Н.П. Фигурнова . ─ М.: Омега-Л, 2021. – 207 с.
Фомичёв, В. И. «Международная торговля: Учебник» - М.: ИНФРА-М, 2020. – 257 с.
Шаховская, Л. С.. Мировая экономика и международные экономические отношения: учеб. пособие – М. : КНОРУС, 2021. – 207 с.